Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»
К.Д. Ушинский.
В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо-важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма, современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долу старшего поколения. В современных условиях достаточно остро стоит проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи. Способствовать формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма, прививать ребенку любовь и уважение к своей семье, Родине, обществу, в котором он живет, необходимо с детства. Поэтому в процессе патриотического и нравственно-духовного воспитания детей следует больше внимания уделять мероприятиям и экскурсиям, знакомящим с историей и культурой родного края и регионами нашей страны.
Одним из целевых индикаторов базового напраления «Өлкетану» Государственной программы «Рухани жаңғыру» является формирование патриота с активной гражданской позицией и ответсвенным отношением к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям и личным вкладом в его развитие. Реализуя данное направление Программы уже не первый год педагоги школ Алтынсаринского района активно инициируют движение экологических мероприятий: экскурсии, походы, акции, десанты, туристско-краеведческие слеты экспедиционных отрядов, форумы юных краеведов и натуралистов.
В целях реализации Программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», в частности проекта «Сакральная география Казахстана» в 2019 году более трех сот школьников приняли участие в экскурсиях, посетили сакральные места района и области в сопровождении педагогов и родителей.
В каждом регионе есть святые места, дети наших школ не могли оставить в стороне «Колодец Омара», что находится в пяти километрах от села Сатай Щербаковского сельского округа Алтынсаринского района. В этих краях располагалась стоянка Балгожи би - деда Ибрая Алтынсарина. Объектом посещения стал и Мавзолей Шокай Балкан улы, который расположен в 5 километрах северо-восточнее села Шокай Докучаевского сельского округа нашего района.
Посетили учащиеся в летний период и декоративно – парковую композицию "Ыбрай Алтынсарин и ученики", скульптурные памятники и обелиски погибшим в годы Великой Отечественной Войны, которые расположены в Щербаковском, Убаганском, Димитровском, Большечураковском, Докучаевском, Новоалексеевском сельских округах.
Педагогами школ были организованы экскурсионные поездки в г. Костанай, дети посетили Музей им. И.Алтынсарина, краеведческий музей, Парк Победы, Центральный Парк, контактный зоопарк.
История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина. Реально заставить переживать и осознавать чувства привязанности к своей родной земле у учащихся можно благодаря экскурсии, в которой они принимали бы активное участие: совершать походы по памятным местам родного края, встречаться с людьми, совершившие боевые и трудовые подвиги, ветеранами и тружениками тыла.
Необходимо отметить, что познавательные экскурсии должны стать частью учебно-воспитательной системы образовательного учрежения. Их нужно рассматривать как сильнейшее образовательное и воспитательное средство, позволяющее на практике ознакомить молодое поколение с природным наследием, историей, культурой родного края, развивать в детях эстетические чувства, любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности.
Участие в экскурсии, если она будет отличаться содержательностью и красочностью, должна вызвать у учащихся чувство восхищения, стремления подражать таким людям. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи патриотического воспитания является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно-полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, экскурсии, празднование историко-юбилейных дат, встречи с ветеранами. Такую форму обучения, как экскурсия, просто необходимо использовать в учебном процессе. Ведь благодаря экскурсиям можно познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большое воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам. В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль, благодаря им дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсия расширяет кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительста, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства.
Формы проведения могут быть разнообразны: путешествия «не выходя из класса» (устные журналы, презентации, видеофильмы, доклады детей, работа с картами); туристические походы; выезды в музеи; пешеходные прогулки по окрестностям; автобусные экскурсии и т.д. Цель каждой экскурсии – это знакомство с героическим прошлым родного края, историей и достопримечательностями своей родины.
Зачастую мы, погружаясь в суету и быт, забываем о величии нашей страны - о величии истории, культуры и летописи народов нашего государства. Ведь все это фундамент для того, чтобы можно было выстроить сильное и процветающее современное государство.
Зная свою историю, передавая эти знания своему поколению, мы будем гораздо увереннее смотреть в будущее!
Абдрашова Н.А., методист РМК
ГУ «Отдел образования
акимата Алтынсаринского района»