Влияние полиязычия на мотивацию обучающихся.
Казахстан должен восприниматься во всем мире
как высокообразованная страна, –
подчёркивает Президент, – население
которой пользуется тремя языками.
Это: казахский язык – государственный язык,
русский язык – как язык межнационального
общения и английский язык – язык
успешной интеграции в глобальную экономику».
Нурсултан Назарбаев
С внедрением обновления содержания образования началось интенсивное развитие различных направлений интегрирования учебного материала.
Наша школа не была исключением. Над вопросами интеграции мы начали работу еще в 90-х годах. Нами проделан путь от эффективного использования межпредметных связей на уроках до разработки и проведения интегрированных и бинарных уроков. Уже тогда между учителями гуманитарного образования наладилось прочное сотрудничество по вопросам интеграции.
Сегодняшний день и перспективы дальнейшего развития гуманитарного образования побуждают нас к продолжению этой работы.
Исходя из нашего опыта, хотелось бы отметить следующие преимущества проведения интегрированных уроков:
• Увеличивается интерес учеников к уроку, так как это внедряет разнообразие, и появляется возможность освоения материала с разных перспектив;
• В ходе такого урока ученики делают маленькие открытия и находки с помощью сравнивания, анализа, обобщения и выводов. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Таким образом, ученики развивают свои научно-исследовательские навыки;
• У учителя есть возможность раскрыть свой творческий потенциал, так это не только новый уровень его педагогического мастерства, но и внедрение позитивных перемен в отношение с классом и т. д.
В школе проводятся интегрированные уроки, где объединяюся предметы: русский, казахский, иностранные языки. Учителей объединяет единая цель – они обучают языку и ставят перед собой общие задачи:
1. Повышение социокультурных знаний учащихся (изучение не только языка, но и менталитета, образа жизни, культуры нашей страны).
2. Формирование у учащихся толерантного отношения к другим языкам.
3. Развитие общеобразовательных знаний, подготовка учеников к обучению на протяжении всей жизни.
Предлагаем вариант проведения интегрированного бинарного урока «Великие люди», который был проведен учителями: английского языка Камалеевым А.С,русского языка Жиляевой Т.А, казахского языка Байсаловой Н.А. Данный урок построен на идее ознакомления жизни и творчества отечественных и зарубежных писателей . Форма работы – групповая, где ученики делятся на три группы в соответствии со способностями говорить бегло на английском и казахском языках, использовать речевые образцы, работать в команде. Использована работа- ролевая, так как в первую группу входят трое учеников более способные говорить на английском языке, так как они выступают в качестве переводчиков. Во второй группе работают также трое учеников, но в качестве исследователей. Задача исследователей – получить как можно больше информации о великих людях: А.Кунанбаев, А.С. Пушкин, О.Уальд. Третья группа учеников представляет полиглотов, где показали знания по полиязычию. Деления на группы осуществляется самими учителями, потому что они основываются на своем опыте преподавания своих предметов в данном классе. Следовательно, осуществляется дифференцированный подход в обучении, так как дети выполняют задания в соответствии со способностями.
Мы думаем, что для интегрированных уроков закон не писан ,потому что это чистейшей воды творчество, где многое зависит от того, с кем ты работаешь, для кого ты готовишь урок, по какой теме и прочее. Главное - это чтобы дети использовали один предмет для познания другого и если это состоялось, то интеграция имела место.
В этом году исполняется 175 лет со дня рождения Великого Абая. Учителями казахского языка Немчиновой Г.И, русского языка Максутовой Б.М, английского языка Турласовой С.К. идет подготовка к Республиканскому конкурсу лучший открытый урок. Цель конкурса свободное образовательное пространства на уроке и использование современных информационных технологий. На данном уроке будут применены элементы интегрирования и творчества. Интегрированные уроки,при правильном их проведении, как правило, вызывают активный отклик учащихся; повышает интерес учащихся изучаемой дисциплине,
усиливая мотивационную основу при изучении того или иного предмета. Мотивация имеет большое значение в психологическом аспекте для формирования интересов личности и ее дальнейшего профессианального самоопределения.
Мы уверены, что наши уроки, тактика, цели и задачи школы в целом идет в правильном направлении для достижения страны в будущем. Можем с уверенностью утверждать, что данные уроки основаны на природной тяге детей к новизне, сопутствующей личностному росту.
Максутова Багиля Мажкеновна
Руководитель МО гуманитарного цикла
КГУ «Краснокордонская СШ»