Формирование инклюзивной культуры на всех уровнях образования
Формирование инклюзивной культуры на всех уровнях образования
В настоящее время одним из приоритетов в образовании является внедрение инклюзивного образования в общеобразовательные учреждения. Понятие «инклюзия» понимается как основное направление обеспечения права на образование для всех, включая детей с особыми образовательными потребностями. В Конвенции о правах ребенка написано, что «каждый ребенок имеет право на получение образования». На уровне школы это право может быть реализовано через создание особой инклюзивной среды для детей, которым необходим индивидуальный подход. Совсем недавно инициатива инклюзивного образования исходила только от родителей, которые объединялись в организации и выступали в защиту прав своих детей. На данном этапе развития общества, коренным образом, изменилось отношение к детям с особенностями в развитии: общество говорит о том, что образование должно быть доступным для всех детей, включая и детей с особенностями в развитии, которые могут и должны обучаться в одном классе со своими сверстниками. Инклюзивное образование не будет развиваться, если мы не будем стремиться к созданию инклюзивной культуры. Л.С. Выготский подчеркивал, что «в формировании и развитии высших психических функций человека ключевое значение имеет культура». Под инклюзивной культуры мы понимаем построение школьного сообщества, в котором каждый должен чувствовать, что ему в здесь рады, относятся с добротой. Дети тоже помогают друг другу. Ученики и учителя относятся друг к другу с уважением. В школе идет формирование инклюзивных ценностей. Все ученики одинаково важны. От всех учеников школы ожидают высоких достижений. Сотрудники школы, ученики и родители разделяют необходимость инклюзии. Учителя стремятся преодолеть барьеры на пути обучения и полноценного участия всех учеников во всех аспектах школьной жизни. Различия между учениками – принимается как ресурс, который используется в процессе обучения. Разнообразие между учениками поддерживается. Деятельность школы направлена на обеспечение полного участия учеников с разным социальным статусом, опытом, успеваемостью и нарушениями здоровья в обучении и школьной жизни. Главное условие эффективной работы – это взаимосвязь и слаженная работа всех: педагогов, родителей и учащихся. Опыт работы нашей школы показывает, что правильно созданная инклюзивная культура в школе, помогает решать посильные задачи – образовательные и воспитательные, направленные на развитие сознания школьников, подводит их к умению дать внешнюю и внутреннюю оценку своих поступков и действий. В нашей школе дети с особыми образовательными потребностями составляют 10,5 % от общего количества учащихся, имея различные ограничения здоровья. С каждым годом эта цифра увеличивается. Неблагоприятные экологические и социальные факторы негативно сказываются на физическом, духовном, психологическом и эмоциональном здоровье наших детей. Поэтому, планируя на уровне школы мероприятия по формированию инклюзивной культуры, считаем важным учитывать принцип индивидуального подхода не только к детям, но и к их родителям. Данный подход предполагает выбор форм, методов и средств взаимодействия с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого участника образовательных отношений. Все это берет свое начало с дошкольного детства. Этот возраст является оптимальным для формирования многих личностных качеств, лежащих в основе толерантности, «фундамент» которой закладывается в этот период: происходит интенсивное психическое развитие детей, начинает проявляться интерес к сфере социальных отношений, знакомство с правилами поведения и культурными нормами, развиваются навыки саморегуляции, обретает ценность общение со сверстниками и появляется потребность в сотрудничестве с другими людьми, проявляется готовность к сочувствию и состраданию, развиваются навыки конструктивно решать споры. Процессы гуманизации и демократизации в обществе обусловили необходимость активного взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья… Для ребенка начало общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И, если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: дошкольная организация, семья, общественность. Главная цель педагогов класса предшкольной подготовки – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций. Одной из форм дифференцированной работы с родителями являются консультационные пункты. Проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированную помощь конкретно каждому родителю, учитывая потребности и возможности его ребенка. Помимо консультационных пунктов, организовано проведение родительских собраний, совместная подготовка детей и родителей к праздникам, их проведение, участие в конкурсах и олимпиадах. Родители, как и дети «учатся» быть толерантными, воспитывают в себе доброе отношение к своим детям и окружающим. Говоря об инклюзивной культуре, нельзя оставить без внимания выполнение государственной услуги «Обучение на дому». Двое учащихся на протяжении четырех лет получают образование через данную услугу. Отзывы родителей о работе педагогов с этими детьми содержат слова благодарности. Рады родители тому, что с их детьми занимаются. У ребят есть хоть и небольшие, но успехи в учебном процессе. И, конечно же, родители всячески помогают учителям в обучении своих детей и выполняют все рекомендации, которые дают им педагоги. Дети имеют возможность участвовать в мероприятиях различного характера, посещать некоторые уроки, взаимодействовать со сверстниками. Еще один важный фактор успешности создания благоприятной инклюзивной культуры в учреждении - это готовность педагогов общеобразовательной организации к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Демонстрируя другим свое позитивное отношение к такому ребенку, педагог развивает культуру учреждения, все понимают, что к «особым» детям здесь относятся любовью и пониманием. В формировании у педагогов собственной позиции к инклюзивному образованию помогает знакомство с разными точками зрения на проблему инклюзии, осмысление своего опыта и опыта других. Многие учителя признаются, что для них основным барьером в инклюзии является недостаточный опыт общения и работы с детьми с особыми образовательными потребностями, есть опасения, что не всегда дети смогут усвоить необходимый материал. Да к тому же, хочется больше времени уделить им на уроке. Для того, чтобы эти опасения рассеивались, педагоги проходят курсы по инклюзивному образованию. С начала учебного года 4 учителя прошли курсы по этому направлению. Проведение обучающих семинаров на уровне школы, помогает другим педагогам получать новые знания и стремиться к созданию благоприятной среды для формирования инклюзивной культуры в школе. Это длительный и многогранный процесс, требующий постоянного сотрудничества родительской общественности, педагогического и ученического коллективов. Именно поэтому необходимо создать систему работы, позволяющую сформировать такой уровень толерантности у всех участников образовательного процесса, который позволит широко распространять практику инклюзивной культуры, а также повысит уровень компетентности родителей и привлечет их к сотрудничеству в вопросах реализации инклюзивного образования.
Голошумова Т.В., зам.директора по УВР Силантьевской средней школы