История школы
ГУ «Докучаевская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района»
Докучаевская средняя общеобразовательная школа находится в Алтынсаринском районе в 50 км от районного центра (с. Убаганское) и 90 км от областного центра по Сарыкольской (Урицкой) трассе.
Образована в 1967 году как школа-интернат областного значения, в 1975 году реорганизована в среднюю школу; малокомплектная, средняя наполняемость классов – 9 человек.
Село основано в декабре 1954 года целинниками, многонациональное. Из-за сложной социально-экономической ситуации в последние годы наблюдается тенденция постоянного снижения численности населения, что, в свою очередь, ведет к уменьшению количества школьников.
Материально-техническая оснащенность учреждения
Школа типовая на 460 мест, кирпичная, отопление котельное на твердом топливе, год постройки -1967. Объем здания - 12 000 куб.м; площадь помещений - 3 600 кв.м., площадь учебных кабинетов - 1 400 кв.м.
Жизнедеятельность образовательного процесса обеспечивают:
- кабинетов - 20;
- компьютерный класс, Интернет;
- кабинет физики с мультимедийным оборудованием, 2008 г.;
- кабинет химии с интерактивным оборудованием, 2010 г.;
- кабинет английского языка с интерактивным оборудованием , 2011 г.;
- кабинет математики с мультимедийным оборудованием, 2017 г.;
- кабинет истории с мультимедийным оборудованием, 2017 г.;
- кабинет самопознания, 2010 г.;
- столовая с технологическим оборудованием на 60 посадочных мест;
- буфет;
- спортивный зал;
- историко-краеведческий музей, 2005 г.;
- авторская шахматная школа, 2005 г.;
- медицинский кабинет, 2008 г.;
- библиотека.
Оснащенность оборудованием и оргтехникой:
- компьютеров - 49;
- телевизоров - 7;
- принтеров - 5;
- фотоаппарат - 1;
- музыкальный центр - 2;
- ксерокс - 1;
- ламинатор - 2;
- сабвуфер-3;
- музыкальная акустическая система - 1
- DVD проигрыватель - 4.
- коллектив образовательного учреждения целенаправленно занимается созданием и развитием предметно-развивающей среды своими силами.
Сертификат«Лучшая организация среднего образования области 2012 года» и грант в сумме13 951 200 тенге позволил учреждению.
Кадровое обеспечение
На 1 сентября 2018-2019 учебного года в образовательном учреждении 21 педагога, из них:
- учителей - 18;
- высшее образование - 15, профессиональное и техническое – 3;
- высшая категория - 6, 1 категория -8, 2 категория - 1, б/к-3;
- воспитателей - 3; профессиональное и техническое – 3 (1 дошкольное);
- библиотекарь - 1; высшее образование - 1, без категории -1;
- старший вожатый – 1; профессиональное и техническое – 1;
- социальный педагог - 1, высшее образование - 1, без категории -1.
Средний возраст коллектива - 41 год.
Мужчин - 3, женщин - 18.
В школе сложился достаточно квалифицированный, творческий и работоспособный коллектив, которому многое по силам. Постоянный приток молодых высококвалифицированных педагогов и наставничество опытных учителей позволяет коллективу в своей деятельности умело сочетать основательную, фундаментальную подготовку, азарт и дерзость, что в целом благоприятно сказывается на эффективной и результативной работе школы. Сохраняется традиции и преемственность поколений; 9 педагогов школы её бывшие выпускники, а для 10 - единственное место работы. Обозначилась тенденция повышенного внимания к уровню своей квалификации, к саморазвитию и самореализации. Сильные стороны:
- 95 % коллектива имеют педагогическое образование, 1 продолжают обучение в ВУЗах; 1 в ТиПО.
- 67% имеют повышенные категории;
- 70% педагогов работают в режиме инноваций;
- 50% творчески работающие учителя.
Характеристика деятельности
В последние годы в нашей школе реализовывалась методическая тема школы: «Воспитание гражданина, патриота суверенного Казахстана - краеведением»
В связи с этим процесс воспитания в школе был призван обеспечить такие условия, в результате которых каждый учащийся мог бы максимально обнаружить и развить свои склонности, способности, задатки при постоянном стимулировании творческой активности
Цель воспитательного процесса в школе - формирование функционально грамотной, творческой, конкурентно- способной, поликультурной личности, ведущей здоровый образ жизни, через приобщение обучаемых к сохранению традиций, культуры, истории родного края.
Достижение поставленной цели стало возможным при условии системности процесса воспитания, охвата всех сторон педагогического процесса, интеграции учебных занятий и внеурочной жизни учащихся,
разнообразия видов деятельности, общения, традиций, всей общешкольной среды через выполнение следующих задач воспитания:
- активное формирование школьного самоуправления и создания условий для проявления неформального лидерства учащихся в классах и школе;
- создание условий для освоения детьми традиционной культуры своего народа, развития творческой деятельности по возрождению, сохранению и развитию ее через изучение родной речи, культуры, прикладного искусства;
- формирование экологической культуры и любви к природе, приобщение подрастающего поколения к активному образу жизни и туризму;
- формирование региональной системы воспитания на основе территориальных, социальных, культурных и национальных особенностей;
- повышение методической профессиональной культуры участников воспитательного процесса;
- использование элементов прогнозирования и экспертной оценки результативности воспитательной системы школы.
Подводя итоги воспитательной работы за последние годы, следует отметить, что педагогический коллектив школы стремился успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ним задачи. Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа.
С 2010 года на базе школы работала областная экспериментальная площадка по теме « Воспитательная система «Школа краеведения и самовыражения Личности» как модель реализации гражданского воспитания в условиях сельской школы»,что является логическим продолжением деятельности педагогического коллектива своей определенной методической теме.
Работа образовательного учреждения в режиме инновации позволила коллективу добиться значительных успехов в образовательном пространстве области, используя проектную, творческую и исследовательскую деятельность педагогов и их воспитанников:
- осуществить полный охват детей кружковой работой (200%);
- актуализировать воспитательный потенциал учебного процесса через введение в учебный план школы новых дисциплин и прикладных курсов:
- 1.«Тропинка первая моя»;
- 2.«Деревенька моя»;
- 3.«Наш дом»;
- 4.«Люби и знай свой край»;
- 5.«Учимся говорить по-английски»;
- 6.«Моя родословная»;
- 7.«Весь мир - театр»
- 8.«Учимся проектировать»;
- 9.«Пешеходный туризм»;
- 10.«Основы проектирования»;
- 11.«Краеведение»;
- 12.«Декоративно-прикладное искусство»;
- 13.«Методы решения задач по химии».
- создавать авторские программы, получившие лицензии областного экспертного Совета (9);
- участвовать и побеждать в конкурсах областного, республиканского и международного масштаба:
- значительно обогатились теоретический и технологический арсеналы педагогического коллектива. Теоретические и методические находки школы востребуются педагогическими сообществами района и области, поэтому на базе учебного заведения проводятся различные семинары, педагоги школы приглашаются для участия в работе зональных и областных педагогических конференциях;
- ежегодно растет удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы - важнейшим показателем улучшения нравственно-психологического климата в учебном заведении;
- упрочились связи в культурно- образовательной деятельности с учреждениями области и республики, странами СНГ;
- постепенно формируется индивидуальность школы с привлекательными и неповторимыми чертами.
Социальное окружение и контингент
Село Докучаевка основано в декабре 1954 года первоцелинниками, по национальному составу оно многонациональное. Население - 712 человек, количество дворов - 214. Образовательный ценз жителей социума невысокий: лишь 4,3% имеют высшее, 10% среднее специальное и 85% - общее среднее образование. 233 жителя села относятся к работающим, 437 - самозанятые, 168 - пенсионеры.
В последние годы из-за сложной социально-экономической ситуации наблюдается тенденция постоянного снижения численности населения, что в свою очередь ведет к уменьшению количества школьного контингента.
В школе обучаются дети из 68 семей, из которых:
- дети из полных семей - 77;
- дети из неполных семей - 15;
- воспитываются матерью - 14;
- воспитываются опекунами - 2;
- многодетные семьи - 6, детей - 13;
- малообеспеченные семьи - 0;
- неблагополучные семьи - 4, детей - 7.
Численность учащихся на 1 сентября 2018-2019 учебного года:
1 -4 классы - 38 учащихся,
5-9 классы -38 учащихся,
10-11 классы - 15 учащихся,
всего - 91 обучаемых.
КПП - 6 детей, ДМЦ - 24 детей.